АРХИТЕКТУРА: НОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Начертательная геометрия Стили в архитектуре и дизайне История дизайна Прикладное искусство Византии Пересечение поверхностей цилиндра и призмы Поверхности второго порядка
История искусства
Стиль АРТДЕКО
Париж оставался центром стиля арт-деко
Развитие традиционной архитектуры
Восточного Китая
ТВОРЧЕСТВО ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
ТВОРЧЕСТВО  ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА
Людвиг Мис ван дер Роэ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ
Здание Калифорнийской Академии наук
История дизайна
Дизайн в моде
Литература о дизайне
Линия борьбы с академизмом
в искусстве и эстетике
Объяснение промышленного искусства
Дизайнерское проектирование
для промышленности
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
Джордж Нельсон
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
фирма «Вестингауз»
„ОЛИВЕТТИ" Фабрика пишущих машин
Активное развитие дизайна «Оливетти»
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
авторские концепции дизайна
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Европейский «артистический» дизайн
Первичность деятельности художника
Современный элитарный дизайн
Художественное проектирование
Индустриальный дизайн
Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль"
Абстракционизм
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА Баухауз
ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН
ДИЗАЙН 60-х
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН
Государственный дизайн
ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО
Прикладное искусство Византии IV–VII века
Поверхности

Отдавая дань тому, что 2013 год провозглашён «Годом охраны окружающей среды», первый обзор цикла мы посвятили экологическим технологиям и приёмам в архитектуре.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ

В ходе своего развития архитектура накопила бесчисленное разнообразие конструкций, примерила на себя множество декоративных изысков, наконец, вместила в себя технологии, обеспечивающие невероятное количество удобств для человека. Однако человек далеко не всегда охотно следил за тем, чтобы цена удовлетворения всех его запросов была не слишком высока по отношению к будущему его самого и Земли в целом. Но вопрос цены рано или поздно встает неотвратимо.

«Либо мы идем куда шли, и доходим до коллективного самоубийства, либо совершаем коперниканский переворот и решаем наши экологические проблемы, по крайней мере, делаем ситуацию управляемой. В сегодняшних обстоятельствах не сменить курс — либо сумасшествие, либо преступление. Мы проектируем не автомобили и самолеты, которые должны сменяться каждые 20 лет, чтобы быть конкурентоспособными. Мы проектируем постоянные городские или деревенские жилища, где люди хотят жить. Самое время подумать о невозможном – об упразднении всей модернистской системы строительства, и понять, что единственный путь вперед — это оглянуться назад и переоткрыть заново то, что нам передали наши предки. Только тогда у нас будет шанс создать окружение, которое будет долговечным, самообеспечивающим и сохранит ценность для наших внуков». 

И действительно, помимо открытий современной науки, древняя народная архитектура даёт немало экологических идей ныне живущим профессиональным проектировщикам. Сколько рационализма, отмечают последние, в поселениях, много веков существовавших в условиях сурового климата, например, арктического или африканского. Интерес у специалистов вызывают и экологические аспекты планирования при строительстве деревень египетских крестьян, прибегавших к доступным ресурсам, применявших традиционные методы строительства. А исследователи североамериканских индейских жилищ и деревенских комплексов пришли к выводам об использовании строителями тепловой солярной энергии для функционирования зданий, а также систем солнцезащиты. Приспособляемость к природным условиям выделяется как главная черта народного жилища, а энергоэффективность – как преобладающая задача строительства.

Дальнейшие шаги человечества дали, с одной стороны, прекрасные плоды искусства зодчих, а с другой – постепенно привели к тому, что сегодня почва загрязнена, в том числе строительным мусором; воздух перенасыщен выбросами автотранспорта, промышленности, углекислым газом (доля СО2, выделяемого зданиями, по разным оценкам составляет от 40 до 80% от общего количества). Кроме того, как известно, вода и традиционные для нашего времени источники энергии остро нуждаются в экономии.

Поиски актуальных решений по этому направлению обозначились в начале прошлого столетия, когда возникла теория «управления возобновляемыми ресурсами», которая приступила к рассмотрению вопросов замены традиционных источников энергии альтернативными. В 70-е годы в период энергетического кризиса возникла теория экодома, которая призвана была преодолеть отчуждение современного человека от природы. Появилась специальная терминология нового направления — sustainable architecture (экологически устойчивая архитектура), ecohome, биоклиматический дизайн, системы «умного дома». Экологический дом призван подружить урбанизированную и природную среды. Жизнь в таком доме максимально удобна и практически приближена к естественному существованию и, в то же время, минимально тревожит окружающую природу.

Среди отдельных достижений экологической архитектуры можно выделить создание зеленых крыш, способствующих очищению воздуха в городах и создающих дополнительные зоны отдыха; «умное» остекление, например, применение фотохроматических окон для обеспечения комфортного освещения в офисах; внедрение систем очистки жидких стоков, представляющих собой небольшие экосистемы (разработанные в США).

Загрязненная вода в такой системе проходит через несколько бассейнов, населенных водными и болотными растениями, бактериями, водорослями, простейшими живыми организмами, планктоном, улитками, моллюсками, рыбой и прочими мелкими животными. Кроме своих функций как биоинженерных сооружений, закрытое биоплато гидропонного типа (ЗБГТ), как высокопродуктивная экосистема, создает пространственную неоднородность в существующих обедневших антропогенно-

природных ландшафтах. Использование принципов ландшафтного дизайна

при проектировании и строительстве ЗБГТ позволяет широко использовать декоративные возможности сооружений для улучшения эстетических характеристик промышленных площадок и других территорий.

 (А.Н. Тетиор, д-р техн. наук, МГУП. Журнал «Жилищное строительство»).

Всё больше зданий и ансамблей появляется с использованием подобных изобретений, к сожалению, в основном за рубежом. Тем не менее, с каждым объектом накапливается ценный мировой опыт, который можно и нужно изучать.

Гимном экологическим технологиям называют, например, здание Калифорнийской академии наук (США).

Калифорнийская Академия наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это объект с богатой историей (академия открылась в 1853 году) и разнообразным наполнением (планетарий, аквариум, музей естественной истории и мн. др.). Перестройка старого комплекса из 12 объектов была поручена архитектору Ренцо Пиано и, продлившись почти десятилетие, закончилась в 2008 году. В итоге сооружение увенчала зеленая крыша с 18-сантиметровым слоем почвы площадью более 1 га, засаженной почти 2 млн.  растений.

Калифорнийская Академия наукПосетители могут подняться наверх и узнать о множестве выполняемых зеленой кровлей полезных функций, включая термо- и звукоизоляцию, сбор дождевой воды и т. д. Благодаря отвесным склонам крыши, внутрь сооружения всегда попадает прохладный воздух, а стеклянные от пола до потолка стены визуально объединяют залы с окружающим парком и позволяют использовать естественное освещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стены здания на 100% сделаны из вторично переработанных бетона и стали, а для теплоизоляции использовался прессованный хлопок, полученный из переработанных джинсов. Энергопотребление снижается круговой системой отопления. Кроме того, 5% потребностей берут на себя 60000 солнечных панелей на крыше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История искусства , архитектуры и дизайна