АРХИТЕКТУРА: НОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Начертательная геометрия Стили в архитектуре и дизайне История дизайна Прикладное искусство Византии Пересечение поверхностей цилиндра и призмы Поверхности второго порядка
История искусства
Стиль АРТДЕКО
Париж оставался центром стиля арт-деко
Развитие традиционной архитектуры
Восточного Китая
ТВОРЧЕСТВО ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
ТВОРЧЕСТВО  ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА
Людвиг Мис ван дер Роэ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ
Здание Калифорнийской Академии наук
История дизайна
Дизайн в моде
Литература о дизайне
Линия борьбы с академизмом
в искусстве и эстетике
Объяснение промышленного искусства
Дизайнерское проектирование
для промышленности
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
Джордж Нельсон
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
фирма «Вестингауз»
„ОЛИВЕТТИ" Фабрика пишущих машин
Активное развитие дизайна «Оливетти»
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
авторские концепции дизайна
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Европейский «артистический» дизайн
Первичность деятельности художника
Современный элитарный дизайн
Художественное проектирование
Индустриальный дизайн
Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль"
Абстракционизм
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА Баухауз
ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН
ДИЗАЙН 60-х
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН
Государственный дизайн
ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО
Прикладное искусство Византии IV–VII века
Поверхности

ТВОРЧЕСТВО ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА

Гропиус, Вальтер Адольф Георг (1883 - 1969 гг.) - архитектор, дизайнер, педагог, один из ведущих деятелей проектной культуры, с именем которого связано становление архитектуры и дизайна ХХ века.

Гропиус родился в Берлине в семье архитектора Вальтера Гропиуса, занимавшего крупный официальный пост. Его дедом был Мартин Гропиус, один из крупнейших архитекторов Германии второй половины XIX века, руководитель Школы искусств и ремесел в Берлине. В 1903 году Вальтер Гропиус поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене, затем учился в Королевской высшей технической школе. Оставив учебу, два года путешествовал по Испании, изучал изготовление керамики в Каталонии, встречался с великим испанским архитектором Гауди.

Решающим фактором в становлении творческой индивидуальности Гропиуса была работа в ателье Питера Беренса, где тогда же работал Мис ван дер Роэ. Вместе с Беренсом он участвовал в проектировании зданий и промышленных изделий для электротехнического концерна АЭГ. Беренс помог Гропиусу прийти к идее единства предметной среды, окружающей человека; эта идея позднее легла в основу его деятельности в Баухаузе. У Беренса Гропиус почерпнул интерес к средствам и возможностям современной техники, к их влиянию на формообразование в архитектуре и дизайне. Развивая идеи учителя, Гропиус идет дальше, окончательно порывая с традиционными вкусами, со стилистикой модерна и классицизма. В 1910 году он приступил к самостоятельной архитектурной практике. В том же году совершил поездку по Италии, Франции, Англии и Дании, изучая их архитектуру. В 1911 году вступил в Германский Веркбунд.

Первая его самостоятельная работа - здание фабрики обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Лейне (1911 - 1914 год) (рис.14) стала манифестом радикального рационализма. В этой работе заявлены принципы формообразования, основанного на соотношении объемов, прямо отражающего последовательность и характер функциональных процессов; в форме выявлены особенности конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла, в которой ограждающие элементы отделены от несущих. В образцовом здании фабрики и офиса на выставке Веркбунда в Кельне в 1914 году Гропиус продолжил разработку языка новой архитектуры. На той же выставке был показан макет купе спального вагона, послуживший позднее моделью для концепции экономного жилища, обеспечивающего минимально необходимые потребности.

В 1914 - 1918 годах Гропиус был призван на военную службу, участвовал в боях на западном фронте. В 1915 году интернированный как гражданин враждебного государства бельгиец Ван дер Вельде, директор и основатель Художественно-промышленного училища в Веймаре, рекомендовал Гропиуса на этот пост. После беседы с Великим герцогом Саксонским Гропиус составил свои «Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производства», где говорил о необходимости реорганизации художественных школ Веймара. Программа Гропиуса принята не была. Позднее, после образования Свободного государства Саксонии - Веймар, переговоры с Гропиусом были возобновлены, и в 1918 году он назначен директором Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства и Школы изящных искусств в Веймаре. В 1919 году Гропиус добивается слияния обеих школ и образования училища “Государственный Баухауз в Веймаре”.

В первые послевоенные годы Гропиус испытывает влияние экспрессионизма и взглядов У. Морриса. Его программа отражает экспрессионистскую романтику, поэтизацию ремесленного труда. Призыв: «Архитекторы, скульпторы, живописцы, все мы должны вернуться назад к ремеслу!» - звучал вполне романтически, однако Гропиус имел в виду подготовку кадров и возрождение задач по организации оптимальной среды обитания человека - Дома Будущего. Идеалистический призыв «Назад к ремеслу!» не мог существовать долго. Вальтер Гропиус возвращается к освоению возможностей индустриального производства и новой техники, с которыми экспериментировал перед войной. Он поставил перед Баухаузом цель обеспечить массовое производство дешевых, но высококачественных предметов быта, создать методы индустриального домостроения, помочь решению жилищной проблемы в Германии.

Художественному индивидуализму, производству на заказ Вальтер Гропиус противопоставил серийное производство предметов, окружающих человека, усматривая в стандарте и серийности прежде всего средства решения социальных задач архитектуры и дизайна.

Одновременно с проблемами Баухауза Гропиус активно занимался творческой практикой. Вокруг Гропиуса в Веймаре собрался яркий, но разнохарактерный коллектив преподавателей, которых объединяло лишь безусловное отрицание господствовавших тогда мещанских вкусов и эклектики. Гропиус направлял их деятельность к выработке универсальных принципов формообразования, единых для архитектуры и дизайна, к созданию новых методов преподавания, направленных на развитие способностей решать задачи, поставленные жизнью, без оглядки на образцы (что сближало Баухауз с московским ВХУТЕМАСом).

Однако скоро авангардистские тенденции этого учебного заведения вошли в противоречие с консервативными взглядами городских властей Веймара. Не идя на компромисс, Гропиус перевел Баухауз в Дессау, где в 1925 - 1926 годах по его проекту в сотрудничестве с Майером строится новый экспериментальный комплекс учебных зданий, мастерских и общежитий, в архитектуре которого утверждались рационалистические принципы современной архитектуры. По проекту Гропиуса серийными домами из сборных элементов застраивался поселок Дессау-Тертен, жилища которого полностью оборудованы и меблированы вещами, созданными в мастерских Баухауза. Широкое влияние на мировую архитектурную практику имел концептуальный проект «Тотального театра» с его трансформируемым амфитеатром, объединяющим зал и сцену. В 1926 году Гропиус оформил выставку Германского Веркбунда в Стокгольме. В 1926 - 27 годах он расширил свою архитектурную практику и в 1928 году, покинув Баухауз, переехал в Берлин, где всецело посвятил себя ей. Руководство Баухаузом он передал швейцарцу Х. Майеру.

Перейдя целиком к архитектурной практике, Гропиус сохранил прежние социальные ориентации. Главное его внимание было направлено на разработку жилых зданий, которые при минимальной стоимости позволяют рационально организовать быт и обеспечить необходимый уровень комфорта и гигиенических условий. Гропиус разработал прием «строчной застройки», при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами и все квартиры поставлены в равные условия. В 1923 - 1933 годах выполнял серию проектов автомобильных кузовов для фирмы «Адлер». В 1929 году он получил звание доктора Технологического института в Ганновере и был избран вице-президентом Международного конгресса современной архитектуры, основанного Ле Корбюзье, - должность эту он сохранял до 1957 года. Участвовал в конкурсах на проекты театров в Харькове (1930 г.) и Дворца Советов в Москве (1932 г.).

В 1934 году после прихода к власти нацистов, Гропиус эмигрировал в Англию, где занимался частной практикой. Построенное им здание средней школы в Импингтон Вилледже (1936 г.) послужило началом развития ставшего специфическим для Великобритании типа павильонной школы и способствовало внедрению идей рационализма в архитектуру Англии, отличавшуюся консервативностью.

В 1937 году Гропиус принял приглашение Гарвардского университета (США) и стал профессором, а потом и руководителем отделения архитектуры Высшей школы проектирования при университете. Для преподавания в школе он пригласил Брейера, с которым до 1941 года сотрудничал в проектном бюро, сделав с ним ряд совместных проектов. Помимо проектной работы Гропиус занимался организационной деятельностью: в 1938 - 52 годах - на посту вице-президента Американского института архитекторов, в 1949 - 50 годах проектировал корпус для аспирантов Гарвардского университета, в 1950-м выполнял проекты для мебельной фирмы “Братья Тонет”. Во второй половине 50-х годов Гропиус спроектировал и построил несколько зданий, свидетельствующих об отступлении от принципов ортодоксального рационализма: здание посольства США в Афинах (1956 - 1961 год), синагогу Охеб - Шалом в Балтиморе (1958 - 1959 год). Его архитектурная репутация в США была подорвана строительством тяжеловесного 49-этажного офиса компании “PANAM” в Нью-Йорке, на замыкании перспективы Парк-авеню (1958 - 1963 год).

Творчество Гропиуса имеет всеобъемлющее значение не только по достигнутым результатам, но и по широте поставленных задач. «Цель архитектуры, - писал Вальтер Гропиус, - всегда остается одна: создавать пространство и тела. В этом никакая техника и никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого рода стремление к формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как раз при развитии индустриальных форм…»

История искусства , архитектуры и дизайна